среда, 24 февраля 2010 г.

«Не хлебом единым…» Продолжение… Джузеппе Арчимбольдо






















Джузеппе Арчимбольдо родился в патрицианской семье. Получил уроки искусства в мастерской отца. Есть сведения, что в возрасте 22 лет он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо послужило толчком к творчеству Арчимбольдо . Известно, что он исполнял картоны для шпалер в г. Ферраре. Адам и Ева С 1562 работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии, в Праге, при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II в качестве придворного художника. Служа ему, Арчимбольдо носил титул Мастер Празднеств . Джузеппе Арчимбольдо, автор удивительных зрительных каламбуров, был придворным художником при императорах габсбургской династии во второй половине XVI века. Как и многие мастера своего времени, совмещал разные, как художественные, так и инженерные профессии, что идеально соответствовало вкусам тогдашнего пражского двора, страстно увлеченного (в особенности в лице Рудольфа II) не только искусством, но и натурфилософией, в ту пору неразрывно слитой с алхимией и астрологией. Был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал хитроумные сценические механизмы. Итальянец из семьи потомственных художников, большую часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили, Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо. Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями. Возможно он, внес этапный вклад в теорию и практику светомузыки: ему приписывается изобретение «перспективной лютни» и «клавесина цвета» – приборов для оптимального образно-ритмического согласования музыки с изобразительным искусством. Однако в историю вошел, прежде всего, как живописец. 

Адчимбольдо прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Его причудливые портреты из цветов, овощей и фруктов, созданные в XVI веке, до сих пор поражают своей смелостью. Именно он первым придумал собрать человеческий облик из даров природы. До нас дошло 14 картин Арчимбольдо . Наиболее известные фантастические головы он писал с 1560-х годов.

Его знаменитая серия «Времена года», созданная под Новый год в 1569-м, – это четыре портрета, каждый из которых состоит из сезонных примет. К «Весне» взгляд притягивают множество тонко выписанных цветов в красочной композиции причудливой формы на глухом черном фоне, но если посмотреть на них, немного отстранившись, то нас привлекают уже не столько сами цветы, сколько личико молодой улыбчивой девушки, которое мы распознаем в этой растительной композиции... только вот в качестве носа у красавицы бутон лилии, вместо уха – тюльпан, глазами служат цветы дикой вишни, а зубки у нее в виде колокольчиков ландыша. Наиболее известен пышный мужчина «Лето», который предстает перед нами краснощеким молодцом с лицом из ранних фруктов и овощей, радующий глаз своими щеками-персиками и многочисленными экзотическими фруктами (которые только-только стали завозить в Европу из заморских стран). «Осень» – зрелым мужчиной с волосами из виноградных гроздей и с лицом из поздних фруктов и овощей, а вот «Зиму» представляет сухой корявый пень, рисунок сучков которого образует личину дряхлого старика.

Есть и картины, которые являются перевертышами в буквальном смысле слова: на одной изображена миска с овощами, на другой – картина с фруктами, но если перевернуть эти картины вверх ногами, то перед нами все те же антропоморфные коллажи из овощей или фруктов. Из кабачка Арчимбольдо делает нос, из огурца – подбородок, из колоса пшеницы – прекрасную шевелюру, а из набора овощей... – портрет императора Рудольфа II. Император представлен под чертами Вертумна – античного бога, защитника фруктовых деревьев и мужа Помоны, богини фруктов. Римское божество напрашивается для изображения императора с репутацией неукротимого любителя развлечений, женщин и кулинарного искусства. Кроме того, Вертумн меняет форму в зависимости от времени года, становясь попеременно пахарем, жнецом, виноградарем или старой женщиной.

Визуальная обманка – когда картина получается из сочетания неожиданных вещей – до сих пор работает безотказно. Зритель завороженно «разлагает» образ на составляющие, а потом снова собирает его в целое. 

Арчимбольдовский «Библиотекарь» – это поставленные друг на друга книжные фолианты плюс библиотечные ключи вместо рук. Другая серия портретов-обманок посвящена олицетворению первостихий: портрет «Воздуха» составлен из разноперых птиц, антропоморфное изображение «Огня» вырисовывается в пирамиде утвари, используемой для извлечения и поддержания огня, облик «Земли» – в скоплении диких и домашних животных, а «Вода» трактуется как дамский портрет, узнаваемый в нагромождении рыб и морских зверей. Загадки Арчимбольдо начали разгадывать в начале ХХ века, когда проявились сюрреалисты и дадаисты, работавшие примерно в том же ключе, – отказывались от реализма в пользу визуальных парадоксов. Необычайные холсты списывали, с одной стороны, на игры гения, с другой – на веяния времени.

Фотографии картин  отличного качества и большого формата можно посмотреть перейдя по ссылкам: (правда сайт  на английском языке)

6 комментариев:

  1. Неожиданно интересно Для меня это большое открытие (в прямом и переносном смысле)Спасибо М.В.

    ОтветитьУдалить
  2. М.В., очень рада, что Вам понравилось. Заходите. Надеюсь, что смогу Вас еще чем-нибудь порадовать :)
    С уважением, Ирина.

    ОтветитьУдалить
  3. Удивительные картины, все без исключения впечатляют.
    Спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
  4. Nat, я сама, когда знакомилась с его странными ирреальными портретами, на которых человеческая фигура составлена их каких-то декоративных элементов - была поражена. Вроде бы фрукты, цветы, книги, животные, люди, а как они точно характеризуют каждый персонаж. И мне очень захотелось, чтобы и Гости моего блога смогли испытать разные чувства, в зависимости от отношения к этому направлению в искусстве.
    Спасибо Вам за комментарий.
    Заходите почаще :)
    С уважением, Ирина.

    ОтветитьУдалить
  5. Да... Дал же Бог такое воображение человеку.

    ОтветитьУдалить
  6. А зачем ему это нужно было? Ужас!.

    ОтветитьУдалить