суббота, 5 марта 2011 г.

6 марта - последний день Сырной седмицы – Прощеное воскресенье


Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания*, еще одно название – «Прощеное воскресенье».

* В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение — это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть.

Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу.

Также на литургии читается и Евангельское повествование, в котором Иисус Христос поясняет содержание молитвы «Отче наш»: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Как мириться с тем, кто объективно виноват? Сделал гадость, сильно обидел или оскорбил другого. А мы в ответ тоже сказали или сделали что-то для христианина недопустимое. Вроде, и мы неправы, и ему как-то хочется показать, что он был неправ… Надо ли? Или просто попросить прощения и забыть?

«Исправляйте такового духом кротости» (Гал. 6,1). «Иногда человек лучше поймет собственную неправоту в результате того, что у него просят прощения, нежели в результате «вразумлений». Святитель Тихон Задонский падал в ноги в ответ на незаслуженную пощечину, и это приносило бόльшие плоды, чем бывает обычно в результате мести обидчику». ( Протоиерей Димитрий Струев)

Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов, которые на время Великого поста расходились по одному по пустыне до Пасхи.

«Монахи понимали, что, возможно, не вернутся: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибал в безжизненной пустыне, – потому прежде чем расстаться, они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью», – пояснили в епархии.

С течением времени данная традиция перешла ко всей церкви, а затем в дореволюционной России ее перенял царь, который в этот день объезжал все войска, монастыри и архиереев, чтобы попросить у своих подданных прощения.

В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, кланялись в ноги и ожидали отпущения троекратным поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, и ты меня прости». Также в этот день люди посещали кладбище, молились и поклонялись их праху, а в семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом.

С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

Материал подготовлен с использованием информации открытых источников

Комментариев нет:

Отправка комментария